Гете об Исламе

17 Фев

 

Господи, что мы знаем — что помним о Гете, завороженные одной лишь магиейвеликого имени?

«Горные вершины спят во мгле ночной…»
«Уже написан Вертер»!
«Это сильнее, чем «Фауст» Гете»…
Ну, а то, что Гете по духу был — мусульманин? Не дико звучит? Античныйязычник? Уже и милее иному сердцу. Но -собиратель камей, гипсовых медальонов ипамятных медалей, копий античных скульптур, знаток гравюр и живописныхпейзажей, обладатель дома, простого до скудости, во что верил Гете?
29 июля 1782 года. Гете — Лафатеру, автору трактата «ПонтийПилат»:
«Хотя я и не противник христианства и не антихристианин, но все же ярешительно не христианин, поэтому твой Пилат и все прочее произвели на меняотвратительное впечатление».
Не христианин — так неверующий? Вот уж нет. Прилежный очевидец последних летГете, Эккерман, свидетельствует, что Гете был глубоко верующим человеком.
Воскресенье, 4 января 1824 года:
«Я верил в Бога, в природу и в победу добра над злом; но нашимблагочестивцам этого было недостаточно, мне еще следовало знать, что троицаедина, а единое — трояко, но это шло вразрез с моим правдолюбием, вдобавок я непонимал, чем мне это может быть хоть сколько-нибудь полезно».
Понедельник, 28 февраля 1831 года:
«Христос исповедовал единого Бога и наделил его всеми свойствами,которые в самом себе воспринимал как свойства совершенные. Этот Бог былсущностью его прекрасной души, был благостен и любвеобилен, добрые люди моглидоверчиво ему предаться, восприняв саму идею такого Бога как сладостную связь снебом.
Но так как великое существо, которое мы именуем Богом, проявляет себя нетолько в людях, но также в многообразной могучей природе и в грандиозныхмировых событиях, то, разумеется, представление о нем, основанное начеловеческих свойствах, — представление недостаточное, и вдумчивый человекнемедленно наткнется на провалы и противоречия, которые повергнут его в сомнения,более того — в отчаяние, если он не настолько мал, чтобы успокоить себянадуманными увертками, или не настолько велик, чтобы подняться до более высокихвоззрений».
Но под сказанным с легким сердцем подпишется любой думающий мусульманин, длякоторого христианство самого Иисуса, нигде и словом не упоминавшего о Троице,является неизменной составной частью его духовного исламского мировоззрения.Честный, по-немецки тщательный Эккерман продолжает:
«Противники часто обвиняли Гете в отсутствии веры. Но он только их верыне имел, слишком она была мелка для него. Если бы он открыл им свою, они былибы поражены, однако уразуметь ее все равно бы не сумели».
Но что это была за вера? Мудрый, искушенный в политике жизни Гете нигдепрямо не говорил, что эта вера — ислам, но в своих веймарских разговорах вновьи вновь возвращался к Пророку и мировоззрению ислама, в изучение которогоуглубился в годы сочинения своего «Западно-восточного дивана». Уже всамом названии этого последнего великого стихотворного творения Гете заложенамысль о родстве идей ислама с выстраданным великими умами Западапостхристианским мировоззрением.
Гете об исламе
Среда, 11 апреля 1827 года:
«Очень интересно, с каких наставлений магометане начинают воспитаниедетей. Первооснова религии, которую внушают молодому поколению, — это вера вто, что ничего не может встретиться человеку на жизненном пути, что не было быпредназначено ему всеведущим божеством; тем самым молодежь на всю жизньвооружена, успокоена и ничего больше не ищет.
Не будем вникать, что в этом учении правильно или ложно, полезно или вредно,но, по правде говоря, что-то от него заложено во всех нас, хотя никто намподобных идей не внушал….
Обучение философии магометане начинают со следующего положения: не можетбыть высказано ничего, о чем нельзя было бы сказать прямо противоположного. Ониупражняют ум своих юношей, ставя перед ними задачу: для любой тезы отыскатьантитезу и устно ее обосновать, что должно служить наилучшим упражнением вгибкости мысли и речи.
Но поскольку каждое положение опровергается противоположным, возникаетсомнение, и оно-то и есть единственно правильное из этих тез. Но сомнениенепрочно, оно подвигает наш ум на более глубокие исследования, на проверку,проверка же, если она произведена добросовестно, создает уверенность, котораяявляется последней целью и дарует человеку полное спокойствие.
Как видите, это учение закончено в себе, и мы со своими системами не смоглиего превзойти, да его и вообще-то превзойти невозможно».
В этих речениях Гете — суть ислама, высказанная если и не думающиммусульманином, то уж несомненно исламским философом. Да Гете, для которогокультура ислама лежала, конечно, больше в области этнографии, особенно и нескрывал своего согласия с духовной сутью этой веры, в которую начал углублятьсяв 1813 году после того, как некий немецкий солдат привез ему из Испаниистаринную арабскую рукопись с последней сурой Корана, «Ан-Нас»:
Во имя Аллаха Милостивого,
Милосердного.
Скажи: «Я ищу прибежища
у Владыки рода человеческого, Царя рода человеческого,
Бога рода человеческого,
От злобы крадущегося
злоязычника,
Который нашептывает сердцам
людей, —
Злоязычника из джиннов и рода
человеческого.

В этой суре, завершающей коранические откровения, утверждается ЕдинствоБога, Который один обладает титулами, в христианстве отнесенными к различнымипостасям Троицы. Зачем разделять эти ипостаси, вопрошает Коран, если Аллах всвоем дающем прибежище Единстве и согласуемой с разумом Единственностиединовременно и Владыка рода человеческого (Бог-Отец), и Царь, которым церковьназывает Иисуса, и Бог Дух Святой — единственная в мире святость? Вот над чемзадумывался Гете, переписывая эту суру и считая ее появление в Веймаре особымбожественным знамением. Лишь человек его масштаба и мог, наверное, выявить всвоем княжеско-бюргерском окруженьи общечеловеческую, вселенскую сутьисламского Благовестия, так часто скрытую в фольклорной красочности зримыхматериальных культур.
5 января 1814 года. Гете — Требру:
«Говоря о пророчествах, должен тебе сказать, что сегодня происходяттакие вещи, которые ранее пророкам не позволили бы даже и произнести. Кто быпозволил еще несколько лет назад высказать предположение, что в нашейпротестантской гимназии может проводиться магометанское священное богослужениеи будут читаться суры из Корана. И все же это произошло, и мы присутствовали набогослужении у башкир, видели их муллу и приветствовали их князя в театре. Изособого расположения ко мне, на вечную память мне были подарены лук и стрелы,которые я повесил над своим камином. А некоторые из наших особо религиозных дамдаже заказали в библиотеке перевод Корана».
И вправду, не тот же мусульманин, кто наденет на всеобщее обозрение халат итюбетейку, а тот, кто признает и восславит Единство Аллаха, которое, повинуясьБожьим установлениям, ему становится необходимо отразить в единстве своей душии единстве мира. Это и есть ислам, и в этот ислам, призывающий ум и сердце кпознанию природы и к убежденности в абсолютной логичности установлений Бога,бесспорно и безусловно верил Иоганн Вольфганг фон Гете.
Narrish, dass jede in seinem Falle
Seine besondere Meinung preist!
Wenn Islam Gott ergeben ist,
In Islam leben und sterben wir alle.
Не чушь ли — все в тщеславии
убогом
Суть под себя лишь тщатся
подогнать!
Когда Ислам и вправду послан
Богом,
Нам всем в Исламе жить и
умирать .

Как созвучно это речению Пророка ислама, который сказал, что всякое дитярождается в исламе, и только родители и окружение делают из него христианинаили иудея! Гете, которому еще в 1772 году, до Вертера, не удалась драма»Магомет», не занимался стилизацией в своих исламских стихах. Он жилв духовной реальности ислама.
Мы все живем в исламе?
19 сентября 1831 года. Гете — Адель Шопенгауэр:
«Мы все живем в исламе, какую бы форму ни избрали для того, чтобыободрить себя».
20 сентября 1820 года. Гете — Цельтеру:
«Таким образом, мы должны остаться в исламе (то есть в полномподчинении воле Божией… К этому не могу добавить больше ничего».
Можно было бы привести еще многие высказывания Гете о его духовной близостик исламу. Они с неизбежностью разрушают миф о великом гражданине мира как опоклоннике исключительно человеческого разума, да и многие другие представленияо нем. Например, то, что Гете считал герцогство Карла-Августа, в котором жил,совершенным государственным устройством. Только человек, согласный спрозвучавшими исламскими убеждениями Гете, может постичь всю глубину егоотношения к вечным проблемам сиюминутной политики — его слова, набатом звучащиена развалинах нашей, а не какой-то придуманной страны:
Воскресенье, 4 января 1824 года:
«Для каждой нации хорошо только то, что ей органически свойственно, чтопроистекло из всеобщих ее потребностей, а не скопировано с какой-то другойнации. Ибо пища, полезная одному народу на определенной ступени его развития,для другого может стать ядом. Поэтому все попытки вводить какие-то чужеземныеновшества, поскольку потребность в них не коренится в самом ядре нации, нелепы,и все революции такого рода заведомо обречены на неуспех, в них нет Бога, ибоучаствовать в этой нелепице ему не пристало. Если же у народа действительновозникла потребность в великой реформе, то и Бог за него, и удача будет емусопутствовать. Бог был за Христа и первых его последователей — ибо впервыевозникшая религия любви являлась тогда насущной потребностью народов. Был Он ис Лютером, так как в лютерово время люди уже стремились очистить этоисковерканное попами учение. Но ведь вдохновители обоих этих мощных движений небыли друзьями существующего. Напротив, они были убеждены, что надо вылитьстарую закваску, что не должно в мире оставаться столько неправды,несправедливости, порока».
Какое же это счастье, что истинные мысли Гете остались запечатленными набумаге! И все же, даже при наличии полного жизнеописания, книг и рукописей,продолжает жить миф о Гете как об исполине, которого Европа можетпротивопоставить «темной силе ислама», и о Казанове, чьи гаерскиевыкрутасы считаются милыми и достойными подражания шутками века.
Но нет, наверное, в мире иной темной силы, чем тьма бесчувствияневежественного сердца, чуждого любой вере. «Ведь не глаза слепы, но слепысердца, которые в груди», — горько говорит Коран.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: