искусство минюатюры

19 Фев

>

Турецкая живопись известна главным образом по миниатюре, которая развивалась, испытывая сильное воздействие азербайджанской и иранской художественных школ сефевидского времени. К 15 и началу 16 в. относятся немногочисленные иллюстрированные рукописи, среди которых интересный образец турецкого искусства представляют две миниатюры из рукописи, исполненной для Баязи-да II (1481 —1512). Характерны композиции, построенные в виде фризов, отделенных один от другого золотыми полосками, а также многокрасочный, но в целом темный колорит: густой синий и зеленый цвет в фонах, серовато-коричневый — в фигурах.

Об интересе придворных кругов Стамбула к изобразительному искусству свидетельствует приглашение в 1480 г. ко двору султана итальянского художника Джентиле Беллини. Первым турецким живописцем считается Синан-бей, кисти которого приписывают портрет Махмуда II, исполненный под влиянием европейского реалистического искусства.
Расцвет турецкой миниатюры приходится на 16 век. Крупнейшими художниками этого времени были Хайдар и Вали-джан из Тебриза. Во второй половине 16 столетия окончательно выработался стиль турецкой миниатюры. Это было придворное изобразительное искусство, которое в условиях феодально-деспотического строя османской Турции прославляло и возвеличивало султана. По сравнению с современной ей сефевидской миниатюрой османская по своему образному содержанию более прозаична, в ней нет лиричности и романтики, свойственных произведениям тебризских мастеров 16в. Турецкая миниатюра привлекает своей повествовательностью, ясностью рассказа. Турецкие художники выработали также свой особый декоративно-красочный строй миниатюры. Композиция в их произведениях построена на четком линейном и цветовом ритме; фигуры обычно расположены фризообразными рядами; простран-ственность подчеркнута делением па планы, причем иногда художник прибегает к некоторым приемам перспективного построения. Своеобразно понимание линии: контуры изображенных фигур угловаты и жестки. Турецким художникам чужда графическая утонченность и певучесть тебризской миниатюры. Тяжела и грубовата также красочная гамма, часто построенная на резком сопоставлении контрастных цветов. Однако в целом турецкая миниатюра с присущими ей гармонией яркого «открытого» цвета и особенностями ритмического построения композиции создает целостный, красочный, приподнято-праздничный художественный образ.

Prince Cem
Bab-i Humayun Topkapi Palace Libarary, 16Th Century

Стиль турецкой живописи второй половины 16 в. нашел свое яркое и наиболее полное выражение в миниатюрах рукописи «История султана Сулеймана», хранящейся в собрании Честер Битти (Лондон). В рукописи свыше двадцати больших миниатюр, изображающих походы султана, торжественные приемы, посещение святых мест, форты и крепости, захваченные Сулейманом, воздвигнутые по его приказу величественные мечети. Автор иллюстраций прекрасно владел правилами средневековой восточной миниатюры. Он развернул композиции вверх, как бы наблюдая каждую сцену с птичьего полета. Фигуры людей статичны, движения их угловаты, лица — невыразительны. Однако не только эти воспринятые из арсенала традиций приемы определили своеобразие миниатюр рукописи. В них привлекают звучный красочный ритм, особые приемы раскрытия образного содержания.

Миниатюра «Сулейман среди своей армии» изображает войско султана в походе. В центре композиции на черном коне Сулейман со свитой; вокруг, заполняя всю плоскость листа, расположены отряды его армии: пешие и конные воины, головы которых украшают чалмы, шлемы или особые высокие головные уборы. Некоторые отряды пехоты вооружены ружьями, другие — луками со стрелами; у всадников длинные пики; на заднем плане — музыканты, за которыми видны полотнища знамен. Волнообразные линии холмов, окрашенных то в светло-зеленый, то в бледно-сиреневый цвет, из-за которых видны отряды воинов, а также расположение фигур фризообразными рядами вносят в композицию ритм спокойного, торжественного, четко направленного движения.

По цвету миниатюра представляет красочное зрелище. В одеждах воинов излюбленный турецкими художниками сочный малиново-красный цвет чередуется с синим, оранжевым, фиолетовым, реже зеленым. Чалмы и высокие головные уборы образуют стройные ритмичные ряды белых пятен. Кроме того, миниатюра блещет золотом, которое _сверкает на шлемах, на оружии солдат, на седлах и сбруе коней, а также на белой одежде султана и некоторых его вельмож.
Повествовательное начало очень ясно выступает в другой миниатюре, изображающей переправу через реку Драву (илл. 39). На переднем плане показан проходящий через мост конный отряд; освобождая ему дорогу, два погонщика тянут упирающихся груженных тяжестями мулов. За мостом виден всадник, стремительно переплывающий реку. По обоим берегам реки расположились отряды воинов, султан и сопровождающая его свита. Характерно, что в этой миниатюре, как и в ряде других, художник, изображая мост и реку, пользуется приемом перспективного сокращения, а также передает течение воды.

Переправа через реку Драву. Миниатюра из рукописи «История султана Сулеймана». 1579 г. Лондон, собрание Честер Битти.

Насух Матракчи

В правление османского султана Сулеймана I Великолепного (1520 — 1566) турецкая миниатюрная живопись достигла своего зенита. Хроники, документирующие официальную жизнь султана, важнейшие политические события, блистательные военные победы и пышные празднества, демонстрирующие богатство и мощь неудержимо растущей империи, нуждались в ярких впечатляющих иллюстрациях. При дворе Сулеймана I работали персы, албанцы, черкесы, молдаване, а также турки, которые лишь начинали осваивать мастерство живописцев. Насух ас-Силяхи был самым известным художником этой группы. Он прославился также как математик, историк, географ, литератор и постановщик театральных пародийных сражений, которые входили в число развлечений османского двора. Прозвище Матраки, или Матракчи, он получил благодаря победам в спортивной игре «матрак» — состязании в виде танца, участники которого сражаются деревянными мечами, с маленькими круглыми подушками в качестве щитов.

Придворный ученый и рисовальщик, Насух в 1534—1535 годах сопровождал султана Сулеймана в походах на Иран и Ирак; в 1537—1538 он описал эти военные экспедиции в Отчете о каждой стадии кампании в Двух Ираках (рукопись на арабском и персидском языке, более известна под названием Меджмуа-и-Меназил, или Маршруты; библиотека Стамбульского университета). Текст рукописи Насух сопроводил 132 иллюстрациями, включающими 82 изображения городов Турции, Ирака и Ирана. Научно-художественный стиль этих миниатюр положил начало развитию в османском искусстве жанра «топографической живописи», появление которого Насух объяснил просто: «Я описывал словами и передавал красками все местности, города, городки, деревни, крепости, давая их имена и картины».

Солтание (Иран)
Битлис

Принцип построения карт-панорам Насух мог унаследовать от византийской традиции, в которую он привнес много нового, изобретательно преобразуя любой документальный чертеж в произведение искусства. Иллюстрации Насуха к собственным рассказам органично сочетают черты топографической карты и архитектурного пейзажа. Они дают широкую панораму окружающего ландшафта и насыщены увлекательными деталями, которые можно долго рассматривать и многословно описывать. В его миниатюрах нет линии горизонта; и города и крепости кажутся увиденными с высоты птичьего полета и одновременно — с верхушки минарета или невысокого холма. Достоверность и скрупулезность топографических подробностей легко сочетаются с живостью и выразительностью рисунка, гармонией чистых красок, искусным выбором колорита, нередко построенного на контрастах интенсивных тонов, меткими характеристиками архитектурного и ландшафтного своеобразия каждого населенного пункта.

Стамбул

В каждой миниатюре Насуха просматривается намек на благотворную преобразующую и организующую роль Османской империи, берущей под опеку территории, погрязшие в хаосе неверия и запустении. Его панорама Эрзурума, отвоеванного османами у монголов в 1514 году, создает впечатление неудобной для жизни, пережившей свое время крепости, в тесные кварталы которой рядом с церквами с трудом втиснулись небольшие мечети. Напротив, Кара Амид (ныне Диярбакыр в Турции) выглядит как воплощение идеально спланированной цитадели исламского государства. Битлис похож на процветающий среди бесплодных скал сказочный город — с замком на линии крепостных стен, большими красивыми зданиями с куполами и аркадами, загородной соборной мечетью и пышным садом. Эскишехир горделиво демонстрирует архитектурные преимущества османских мечетей, дворцов и мавзолеев в сравнении с невзрачной старой застройкой. Яркая образность созданных Насухом городских пейзажей позволила турецким искусствоведам назвать его миниатюрные картины «портретами городов». Свою хронику побед Сулеймана Великолепного — Сулейман-наме (ок. 1545, Стамбул, Музей Топкапы-сарай) Насух украсил 32 выразительными «портретами», в том числе изображениями городов, в порты которых заходил турецкий флот во время средиземноморской кампании 1543 года под предводительством знаменитого турецкого военачальника Хайраддина Барбароссы.

Турецкие галеры на Дунае. Миниатюра из «Сулейман-наме»

Декоративная нарядность очерченных легкими стремительными штрихами военно-морских судов, идущих на всех парусах на фоне генуэзской гавани, заполнивших акваторию Тулона или отдыхающих у живописных берегов Ниццы, как бы ненароком подчеркивает превосходство османского флота. Другие миниатюры этой рукописи иллюстрируют сюжеты, связанные с походом Сулеймана I в 1543 году против Австрии и Венгрии. Среди изображений десяти городов и крепостей, завоеванных турецкой армией и флотом в 1481—1512 годах, в третьем сочинении Матракчи Насуха, собственноручно им переписанном и иллюстрированном, — Истории султана Баязида II (Стамбул, Музей Топкапы-сарай), любопытна миниатюра с крепостью Аккерман (ныне Белгород-Днестровский), перестроенной из захваченного в 1484 году молдавского городка Четатя-Алба.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: