Тотемизм волка в турецкой культуре ( KURT)

19 Фев

Символ волка вбирает в себя много положительных качеств, и, бесспорно, поэтому, он издревле является тотемом у тюркских народов:

Волк — это, в первую очередь, высший символ свободы в животном мире, символ самостоятельности. (Тогда как, так называемого царя зверей — льва дрессируют в цирке.)

Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.

Волк не подбирает ***, а значит — это и символ чистоты.

Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. —

Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)

Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

Наши древние предки передали нам высшую философию через образ волка.
«Тамырлары бик ерактан —
Борынгы Тюркюттан
Ашиннан, Бєре ханнан…»
Гомёр Саттар-Мулилле

Волк, известный в Турции как Бозкурт, был главным тотемом древних турецких племён и стал национальным символом со времён гуннов до Османской империи. Перед тем, как турки приняли ислам, голову волка надевали на концы флагштоков. Позднее, она была заменена на звезду и полумесяц. В турецкой мифологии существует поверье о том, что гоктюрки пошли от волчицы по имени Асена. Эта легенда перекликается с мифом о Ромуле и Реме.

«Под голубыми знаменами с золотой головой волка жили и совершали великие походы древние тюрки» (А. Токтабай).

Верования, связанные с волком в мифологических текстах, легендах и дестанах, делятся на три части: он символизирует основателя рода, вождя и предводителя боевой дружины, спасителя.
В этих повествованиях волк появляется в наиболее судьбоносные для тюрок исторические моменты. Согласно мифу, когда тюркский род находился на грани вымирания, волк стоял у истоков возрождения рода: враги истребили всех тюрок, кроме изуродованного ими десятилетнего мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой.
Скрываясь от врагов (убивших все-таки юношу), волчица бежит в горы. Там в пещере она рождает десятерых сыновей. Сыновья волчицы женятся на женщинах из племени горцев и основывают свои роды. Имя одного из сыновей — Ашины — стало названием его рода. Впоследствии число родов увеличилось и Ашина стал вождем племени. Оно стало называться тюрк. Во втором варианте мифа упомянуты другие потомки волчицы и среди них племя белого лебедя и племя кыргыз.
Существует также миф, который называет в качестве родоначальников племени волка и гуннскую царевну.

Волк являлся посланником Великого Тенгри, а также воителем и вождем, которые выводили тюрок на путь боевых побед в сражениях за свою свободу и родину.

Авторы древних китайских рукописей считали понятия «тюркский хан» и «волк» синонимами, видимо, опираясь на воззрения самих тюркских ханов. Китайцы действительно смотрели на тюрок как на волков. За тысячелетнюю тюрко-китайскую историю, даже после того, как они добились победы над тюрками, китайцы не смогли покорить их: волки не поддаются дрессировке.

Волки дорожат свободой и этим выделяются среди всех других зверей. «Они отличаются по психологии от своих родичей — служилых собак и подлых шакалов. Их отличает ум, смелость, решительность, самоотверженность, преданность другу, лидерство среди зверей» (Р. Безертинов, с.69).

«Волк — единственный из зверей, кто осмеливается идти на более смелого. Недостаток силы он заменит отвагой, ловкостью, выносливостью. Если же он проиграл бой, он умирает молча, не издав ни звука. И умирает, поворачиваясь лицом к своему врагу. И каждый тюрок гордится, что его сравнивают с волком» (А. Харченко).

Зоологи считают, что жизнь в стае и вой — самые характерные особенности волка.
Стая представляет собой семейную группу, состоящую из разновозрастных животных, сообща использующих территорию. Волки весьма умело используют преимущества стаи, достигая в координации коллективных действий большого искусства.

В повседневной жизни стаи преобладают поведенческие механизмы, основанные на взаимной терпимости и стремлении к объединению. Волки моногамны, то есть один самец на протяжении многих лет, практически на всю жизнь, образует супружескую пару с одной и той же самкой.

Вой связан с тем, что все члены стаи, хотя и широко перемещаются по территории, но одновременно начинают собираться в постоянно многочисленные группы. Одиночные звери, возвращаясь после длительного отсутствия на дневку (общие места дневного отдыха), пытаясь скорее найти ее и приближаясь к ней, обычно воют. С дневки, которая в большинстве случаев расположена от воющего животного на расстоянии сотен метров, отвечают все, кто на ней находится.
Этим пользуются охотники: даже не слишком умелая имитация воя вызывает ответный вой стаи, находящейся на дневке. Животные, отличающиеся высоким интеллектом и осторожностью, с легкостью выдают свое присутствие охотникам.

Таким образом, пренебрегая опасностью и рискуя собственной жизнью, волки отзываются на каждый одинокий зов о помощи (А. Никольский).

Небесный волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска.
Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние времена. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место, так как часто угрожал стаду. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались волки. Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: