CİRİT OYUNU

3 Мар

Джирит или по другому Чавган – национальная игра тюрков, в которую играют на протяжении нескольких столетии, которую тюрки принесли с собой в Анатолию из Центральной Азии. Для тюрков лошадь это святой и незаменимый элемент. Они рождались на коне, росли на коне, воевали и умеряли на конях. Лошадиное молоко кумыс было их единственным напитком.
Игра джирит была самой большой и торжественной и спортивной игрой тюрков. Позже в 16 веке Османами признана военной игрой. В 19 веке джирит был самым известным показательным и видом спорта и игрой во всей стране и во всех дворцах Османской империи. Джирит в тоже время был опасной игрой, из-за чего была ее запретили в 1826 году Махмудом Вторым, но вскоре джирит возродился и его начали играть по всей стране.

40-50 лет назад игра джирит проводилась во всей Анатолии, но в последнее время в нее играли в Балыкесире, Сюгюте, Конье, Карсе, Эрзуруме и Байбурте. Вот уже 25 лет в эту игру не играют в Конье и Балыкесире.
Несмотря на это почти в каждом уголке Анатолии на свадьбах и праздниках молодежь и жители сел играют в джирит. От сел Синопа до Газиантепа, от Бурсы до Антальи, в Восточной, Западной, Южной и Северной Анатолии джирит представляет собой военную игру, в которой требуются борьбы и смелости. Бьют в барабаны и трубят в зурны на площади джирита, чтобы привлечь внимание народа. В эту игру играют и за рубежом, тюрки Ирана, Афганистана и Туркестана, так же в Центральной Азии.

Игра проводится каждый год в Сегюте при празднествах Эртугрул Гази, также во время разных празднеств в Эрзуруме, Карсе и Байбурте. В сентябре 1972 года Общество Туризма Коньи устроило празднества игр джирит, где принимали участие команды из Эрзурума и Байбурта, что стало началом возрождения этой игры.
В игре джирит принимают участие две команды, которые стоят в ряд группами по 6, 8 или 12 конных игроков лицом к противнику на конце 70 или 120 метровой площади. Игроки в национальной форме в правой руке держат по одному копью, а в левой несколько запасных копей.

Один игрок из одной команды приближается на 30-40 метров к противоположной команде и зовет по имени одного из противников, тем самым приглашая его на площадку, кидает свое копье в приближающегося противника, после чего разворачивает коня и скачет к своему ряду. Вызванный противник быстро скачет за убегающим игроком и метает в него свое копье. На этот раз к нему навстречу его встречает игрок, вышедший из второго ряда, спешит обратно, чтобы занять свое место, а вышедший из первого ряда второй игрок преследует его и кидает в него свое копье.
Один игрок из одной команды приближается на 30-40 метров к противоположной команде и зовет по имени одного из противников, тем самым приглашая его на площадку, кидает свое копье в приближающегося противника, после чего разворачивает коня и скачет к своему ряду. Вызванный противник быстро скачет за убегающим игроком и метает в него свое копье. На этот раз к нему навстречу его встречает игрок, вышедший из второго ряда, спешит обратно, чтобы занять свое место, а вышедший из первого ряда второй игрок преследует его и кидает в него свое копье.

Для того, чтобы увернуться от копья, игроки делают разные трюки, нагибаются вправо и влево, делаются и более сложные трюки, зависящие от умелости наездника. Некоторые игроки попадают по три-четыре раза в убегающего противника. Иногда копья попадают в голову игрока, в глаз, в ухо, в результате чего игрок сильно калечится. Бывают случаи смерти игроков. В таких случаях умершего считают героически павшим на поле брани, и родственники умершего не имеют жалоб к противнику. Отцы умерших гордятся этим.

С другой стороны для предотвращения смертельных случаев раньше делали тупые дубовые копья длиною 70-100 см и диаметром в 2-3 см, позже копья стали делать из тополя. Концы копей обрезаются в форме цилиндра и закругляется. Все это делает игру более безопасной.

Из ряда зрителей во время игры доносятся разные выкрики для поддержки и поощрения игроков.

Если среди игроков есть враждующие люди, то их стараются не брать в противоположные команды, они входят в состав одной команды в одну команду. Конец игры объявляет коллегия из старых игроков игры джирит. После игры происходит награждение победивших.
Игра джирит была принесена в Анатолию предводителем Алпарсланом. Позже игра стала знаменита в Европе и на Аравийском полуострове. В 17 столетии эта игра проводилась во Франции и Германии.

Проведенные в 1972 году Обществом Туризма Коньи празднества джирита способствовали возрождению этой игры и привлекли внимание всей страны.

Термины употребляемые в игре джирит:

Дейнек, дигнек, денек: название игры в разных местах.
Джирит хавасы: музыка с особым темпом, исполняемая во время игры.
Ат оюну: название игры в Тунджели и Муше.
Ат ойнама хавасы: музыка перед началом игры, под которую танцуют кони.
Рахван ат: конь, с плавным бегом
Тырыса каламак: трясущий наездника ход коня.
Худжум дертнал: самый быстрый бег коня, преследующего игрока.
Адета: прямой ход коня.
Ахесте: тяжелый ход коня, при котором большая нагрузка идет на задние ноги.
Ат баши: расположение коней на одном уровне в строю.
Ат ойнатмак: показывать искусство в игре.
Сипахи, Сипах, Испахи: раньше так назывался отряд из нескольких воинов, сейчас так зовут ловких искусных наездников.
Сеймек: так зовется праздничная национальная одежда в Анкаре.
Османлы: конный, военный.
Мензиль: ряд игроков одной команды.
Алан: площадь для игры.
Шахит: умершие по несчастному случаю во время игры
Аджеми: игрок попавший копьем не в противника, а в коня

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: