«махалле» или турецкие соседи.

12 Мар

Расскажем об укладе жизни городского населения Турции. В Турции отношения между жителями кварталов, называемых «махалле», имеют такое же значение, как и семейные отношения. Несмотря на то, что считается, что нравы кварталов в наши дни потеряли свое значение, тем не менее, воздействие на образ жизни людей неписаных правил и законов кварталов в какой-то степени сохраняется.

В книгах путешественников прошлых эпох имеется много упоминаний о жизни в кварталах. Что же такое жизнь в махалле и в чем ее значение для турок? Постараемся ответить на эти вопросы.

Кофейни кварталов, квартальные надзиратели, футбольные матчи между командами двух кварталов, магазины квартала, друзья из квартала и т.д.

Без знания этих понятий трудно даже говорить по-турецки, потому что махалле в Турции – это не просто место проживания, а школа, где можно учиться многим тонкостям жизни и культуры турецкого общества вообще. Махалле как административная единица впервые возникло в Османской империи. Тогда жители махалле, действительно, разделяли общую судьбу. Если в махалле был нарушен общественный порядок, ответственность нес не один человек, а все жители квартала. Благодаря правилу уровень преступности держался на минимальном уровне. Учитывая ограниченные административные возможности тех времен, это было хорошо продуманной общественной организацией. Таким образом, взаимная ответственность людей друг перед другом принимала всеобщий характер. И люди, проживавшие на одной улице, становились как бы членами одной большой семьи. Этот уклад жизни частично сохранился и в наши дни.

На основе уклада жизни в махалле лежат понятия солидарности и взаимопомощи. Эта солидарность в трудные времена придает обществу силы выдержать любые испытания. Например, общественные восстания, возникающие в периоды экономических кризисов, во всем мире в один миг могут вызвать насилие и мародерство. В Турции же даже в самые страшные кризисы народ не теряет здравомыслия. Это может объясниться лишь чувством солидарности, характерным людям Анатолии. Экономические трудности легче преодолеваются благодаря этой солидарности как в семье, так и между жителями махалле.

Одним из примеров этого являются действовавшие в Турции очень давно Фонды Аварыз.

Эти фонды собирали средства для оказания помощи неимущим и больным. Фонды Аварыз помогали тем несостоятельным людям, которые хотели создать семью, бедным и больным, либо же тем, кто переезжал в другой район.

Цель создания этих фондов очень хорошо раскрывает пословица: «Не к нашему кругу принадлежит тот, кто ложится спать сытым, когда голодным ложится его сосед».Другая пословица, касающаяся значения отношений между соседями, гласит: «Человек нуждается в огоньке своего соседа». В настоящее время взаимопомощь и солидарность между соседями продолжают оставаться одной из главных особенностей отношений между людьми в Турции. Отношения с соседями в турецком обществе имеют почти такое же значение, как отношения между родственниками. Это положение, как мы уже сказали, нашли отражение даже в пословицах. Такова и пословица, означающая, что кушанье приготовленное в доме обязательно должен отведать сосед.

Тесные соседские связи во многом определили и особенности построения домов. Старые дома имели большие дворы, где проводили большую часть времени домохозяйки и дети. Здесь встречались женщины, когда и в помине не было никаких общественных заведений, не было рынков, больших улиц и проспектов, тем более же кино или кафе. Дети, проживавших в одном квартале людей росли в этих дворах вместе.

Разумеется, в наши дни совершенно изменились условия жизни и усвоен совсем другой образ жизни. Тем не менее, женщины, живущие в одном квартале, часто встречаются, хотя традиция этих встреч полностью изменилась. Современные домохозяйки устраивают так называемые «женские дни», являющиеся незаменимым элементом жизни в махалле. В этих женских встречах участвуют женщины из всех слоев общества и с любым образованием.

Раньше, в дни, когда женщины собирались в квартирах, мужчины встречались в магазинах, окружающих мечети. Каждый из этих магазинов служил своеобразным кафе, где знакомились и сходились люди. Позже, когда повсюду начали открываться кофейни, в обиходе появилось понятие: кофейни махалле. Со временем они превратились в центры мужских бесед.

Одним из последствий такого рода общения является тот факт, что в старом турецком обществе были очень редки такие психологические расстройства, как депрессия, панические атаки и др. О таких психологических нарушениях не упоминается ни в каких документах. Женские «посиделки» и встречи мужчин в кофейнях и в современной Турции выполняют важную эмоционально-разряжающую функцию.

В старых турецких кварталах росли самые разнообразные цветы. В некоторых садах выращивались даже овощи и фрукты. Дома посреди цветущих садов в турецких махалле производили огромное впечатление и на иностранных путешественников. К примеру, в 1830-е гг. британская писательница Джулия Пардо (Julia Pardoe), посетившая Турцию, сказала: «Шекспиру надо было увидеть эти места, прежде чем написать сцены в саду в «Ромео и Джульетте».
В современной Турции приобретение частного дома с садом является мечтой каждого турка. С 2000 гг. с увеличением уровня доходов у населения число исполнивших эту мечту выросло. Те, кому не по карману купить частный дом, обязательно обсаживают розами и экзотическими цветами, продаваемыми в супермаркетах, дворы многоэтажных домов, в которых живут. Они делают это с таким энтузиазмом, что иногда в послеобеденное время возникают даже споры, кому поливать цветы. Тем не менее, ближе к вечеру все дружно сидят во дворе и ведут беседы.

Турецкие кварталы представляют собой не просто место проживания, но и ступеньку общественного устройства. В них живут люди, активно участвующие в общественной жизни и общающиеся между собой. Эти люди в первую очередь в собственных районах образуют собственную систему ценностей. От махалле к районам и от районов к городам тянется эта нить – в результате создается городская цивилизация. В современных мегаполисах существуют совершенно иные ценности. В махалле на первом месте находятся потребности, которые нужно удовлетворить. В городах же потребности заменяют пожелания. С этой точки зрения можно утверждать, что традиционная культура махалле приобрела в наши дни особый смысл. Кварталы – это места, где исчезают «я» и появляются «мы». В современном же мире люди, отдалившись, все больше и больше нуждаются друг в друге. Возможно, причина того, что даже в городских многоэтажках люди пытаются продолжить традиции жизни в махалле, кроется именно в этом.

Поэтому,в Турции всегда стараются  со всеми соседями поддерживать хорошие отношения, так что не пугайтесь когда к вам в дверь постучит соседка и предложит отведать ее кушанья или обратится к вам за помощью,это обычное дело.Соседи часто устраивают посиделки с чаем и орешками семьями=)не забывайте одну из турецких пословиц : «Человек нуждается в огоньке своего соседа».

Реклама

комментария 2 to “«махалле» или турецкие соседи.”

  1. Svetlana Dzhankova Октябрь 16, 2012 в 9:17 дп #

    Можете ответить: почему поставили фотографию из Старинного Пловдива фото № 5 ?

    • Helen Май 30, 2014 в 4:20 пп #

      какой-то особенной причины не было)))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: